[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 3 из 4«1234»
ФОРУМ » РАЗДЕЛ 2 » ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И СОБАКИ » Нe рычите на собаку! Карен Прайор ((О дрессировке животных и людей))
Нe рычите на собаку! Карен Прайор
GallaДата: Вторник, 03.12.2013, 16:24 | Сообщение # 31
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 469
Репутация: 0
Статус: Offline
IV. ОТУЧЕНИЕ: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОДКРЕПЛЕНИЕ, ЧТОБЫ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

   Итак, вы знаете о том, как сформировать новое поведение, а как вам избавиться от нежелательного поведения, которое уже имеется?
   Люди и животные всегда совершают то, что с нашей точки зрения лучше бы они не делали. Дети устраивают потасовку и кричат в машине. Собака лает всю ночь. Кошки дерут когтями мебель. Ваш сосед по комнате всюду разбрасывает грязные вещи. От кого-нибудь из родственников слышишь постоянные придирки с требованием телефонных звонков. Все это – нежелательные виды поведения.   Существует восемь способов избавиться от нежелательного вида поведения. Всего восемь. И не важно, является ли это поведение укоренившимся, как в случае неряшливого соседа по комнате, или внезапным, как в случае детей, бесчинствующих в машине. Все, что вы можете предпринять по этим поводам, будет вариацией на тему одного из восьми методов.
   (Я не касаюсь здесь сложных сочетаний поведенческих проблем, которые возникают у человека с психическими нарушениями или у непредсказуемо свирепой собаки; я рассматриваю только отдельные проявления нежелательного поведения.)
   Вот эти восемь методов.
   Метод 1. «Убить зверя». Это безусловно подействует. Вам никогда больше не придется снова иметь дело с данным поведением у данного субъекта.
   Метод 2. Наказание. (Предпочитаемо всеми, хотя оно почти никогда не приносит действительной пользы.)
   Метод 3. Отрицательное подкрепление.
   Метод 4. Угашение: поведению предоставляется возможность исчезнуть самому по себе.
   Метод 5. Выработка несовместимого поведения. (Этот метод имеет особую значимость для спортсменов и владельцев домашних животных.)
   Метод 6. Добиться, чтобы данное поведение совершалось по сигналу. (В последующем вы перестанете давать этот сигнал. Это наиболее изощренный метод, применяемый тренерами дельфинов для того, чтобы избавиться от нежелательного поведения.)
   Метод7. «Формирование отсутствия»: подкрепляется все что угодно, кроме нежелательного поведения. (Вежливый способ превратить неприятных родственников в приятных.)
   Метод 8. Смена мотивации. (Это основной и самый лучший способ.)
   Видно, что есть четыре «злых волшебника», или отрицательных метода, и четыре «добрых волшебника», или методы, использующие положительное подкрепление. У каждого своя роль. Я собираюсь привести «за» и «против» каждого из методов по очереди, а также некоторые истории и обстоятельства, в которых данный метод оказывался действенным.
   В рассмотрение каждого метода я включу повторяющийся набор знакомых всем проблем (шумливая собака, раздражительный спутник жизни и т. д.) и примеры того, как каждая из проблем может быть решена данным методом.
   Я не считаю, что все эти решения применимы. Например, я думаю, что пригласить ветеринара, чтобы заставить собаку прекратить лаять, перерезав голосовые связки (метод 1), является отвратительным решением проблемы собаки, лающей по ночам. Я утверждаю это, несмотря на то, что мой дядя Джон Слэтер прибег к этому решению, и я вынуждена была согласиться, когда соседи стали жаловаться на лай его морских львов. Конечно, немногие держат морских львов у себя в плавательном бассейне.
   Вероятно, в этом случае можно было бы найти какой-то другой способ.
   Я не могу сказать, какой из восьми методов вам надо выбрать, чтобы избавиться от данной конкретной помехи. Вы тренер, вам и решать.
 
GallaДата: Вторник, 03.12.2013, 16:25 | Сообщение # 32
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 469
Репутация: 0
Статус: Offline

Метод 1. «Убить зверя»

   Это действует безотказно. С данным субъектом у вас наверняка больше не возникнет этой поведенческой проблемы. Фактически это широко распространенный и всеми признаваемый метод борьбы с собаками, загрызающими овец.
   Метод 1 является высшей мерой наказания. Каковы бы ни были моральные или другие подтексты (аспекты) высшей меры наказания, но если казнить убийцу, он больше не совершит преступления. Методом 1 избавляются от поведения, временно или навсегда избавляясь от того, кто его совершает.
   Увольнение служащего, развод с супругом, переселение в другую комнату от неряшливого соседа – все это метод 1.
   С другими людьми могут возникнуть новые проблемы, но того субъекта, чьим поведением вы сыты по горло, больше нет, и с ним исчезло данное поведение.
   Метод 1 довольно жесток, но иногда вполне адекватен, когда проступок слишком велик для того, чтобы иметь продолжение и не представляется возможности для его легкого изменения. Допустим, например, что кто-то из ваших родителей, супруг (или ребенок) бьют вас. Некоторые находят из этого выход в реальном уничтожении того человека, и в крайних случаях самозащита может быть оправдана. Уход из дома – тоже разрешение проблемы методом 1, но более гуманное.
   Однажды у меня была кошка, у которой появилась привычка прокрадываться по ночам в кухню и мочиться на конфорку плиты. Запах, когда на следующий день вы, ничего не подозревая, включали одну из этих конфорок, был совершенно невыносимым. Кошка могла свободно выходить на улицу, я никогда не поймала ее на месте преступления, а если конфорки закрывались, она мочилась на то, чем они были закрыты. Я не могла понять побуждающих ее причин, и в конце концов ее пришлось усыпить. Метод 1.
   Существует много простых и широко распространенных модификаций метода 1: отправить ребенка в его комнату, когда он вмешивается в разговор взрослых; привязать собаку, чтобы она не гонялась за машинами; посадить того или иного человека в тюрьму на различный срок. Мы привыкли считать такие меры наказанием (Метод 2), и они могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться субъектом как наказание, но они являются приемами метода 1. В их основе лежит то, что они прекращают данное поведение, физически лишая субъекта возможности его осуществления или избавляясь от присутствия самого субъекта.
   Самое важное, что нужно усвоить относительно метода 1., это то, что он ничему не учит субъекта. Не допустить того, чтобы субъект проявил данное поведение – с помощью изоляции, тюремного заключения, развода, казни на электрическом стуле, – не многому учит субъекта. Казалось бы, что человек, попавший в тюрьму за кражу, дважды подумает, прежде чем снова украсть, но мы знаем, что очень часто этого не происходит; мы можем быть уверены лишь в том, что он не стянет ваш телевизор, пока находится под замком.
   Поведение не обязательно бывает рассудочным. Если оно уже сложилось как способ получения подкрепления, и если мотивация и обстоятельства, вызывающие поведение присутствуют, то весьма вероятно, что оно проявится снова.
   Пока субъект находится в изоляции, никакого переучивания в отношении данного поведения не происходит; нельзя изменить поведение, которое не осуществляется. Ребенок, запертый в своей комнате, может быть, чему-нибудь и научится (вероятно, обижаться и бояться вас), но при этом он не учится тому, как вступить в вежливый разговор. Отпустите собаку с привязи, и она тут же снова начнет гоняться за машинами.
   Тем не менее у метода 1 есть своя роль. Часто он даст наиболее практичное решение вопроса, и не обязательно связан с жестокостью. Мы часто пользуемся своего рода временным лишением свободы, когда у нас нет времени обучать или наблюдать за субъектом; мы, например, сажаем детей в манеж, и в течение некоторого непродолжительного времени большинство детей не протестует против этого. Вице-президент американского клуба собаководства рассказывал мне, что пользуется проволочным вольером на кухне в своей квартире при выращивании дома щенков. Щенков надо научить когда и где оправляться, что достигается тем, что их выносят в подходящее место, прежде чем они сделают это, и вознаграждают за то, что они там оправились. Но невозможно следить за щенками постоянно. Этот кинолог помещает своих щенков в клетку на ночь, когда ему надо уйти или когда он занят; там они могут делать лужи безнаказанно. Они ничему не учатся, но и не делают луж на ковре. Положительное подкрепление может происходить только тогда, когда хозяин присутствует и может дать его, но метод 1 предотвращает неприятности лишением свободы.
   Этот же владелец собак сажал на ночь в клетку, находящихся в доме трех взрослых терьеров, чтобы воспрепятствовать им вытворять то, что они никогда не делают днем: скулить под дверью спальни, грызть мебель, перевертывать корзины с мусором. Собаки совсем не обижались на это и весьма охотно отправлялись «в постель». Возможно, собакам тоже надо отдохнуть от нас.


 
GallaДата: Вторник, 03.12.2013, 16:27 | Сообщение # 33
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 469
Репутация: 0
Статус: Offline
Примеры применения метода
1. «Убить зверя»

   Метод 1 в некотором смысле решает проблему, но его применимость в каждой данной ситуации относительна.
   Поведение Метод воздействия.
   Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи Сменить соседа.
   Собака на дворе лает всю ночь Убрать собаку (застрелить, продать и т. п.)
   Дети слишком шумят в машине Пусть идут домой пешком. Пусть едут на автобусе. Поручить возить их кому-нибудь другому.
   Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении Развестись.
   Неправильный удар при игре в теннис Прекратить играть в теннис.
   Бастующий или ленивый служащий Уволить его.
   Отвращение к благодарственным письмам Никогда не пишите благодарственных писем. Может быть, тогда люди перестанут посылать вам подарки.
   Кошка влезает на кухонный стол Выставьте кошку за дверь, или избавьтесь от нее.
   Грубый водитель автобуса вывел вас из себя Выйдите из автобуса и садитесь на следующий.
   Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами Скажите «нет» и настаивайте на этом.


 
Метод 2. Наказание

   Это излюбленный метод всех. Если поведение неправильное, мы прежде всего думаем о наказании. Ругаем ребенка, шлепаем собаку, урезываем зарплату, налагаем штраф на компанию, преследуем инакомыслящих, вторгаемся в страну и т. д. Но наказание – довольно грубый способ изменения доведения. Фактически в большинстве случаев наказание не помогает вовсе.
   Прежде чем рассмотреть, что можно и чего нельзя достичь наказанием, отметим, что происходит, когда оно применено и не возымело действия. Допустим, мы наказали ребенка, собаку или служащего за какое-либо поведение, а это поведение возникает снова. Разве мы говорим «Хм, наказание не подействовало, не попробовать ли что-нибудь другое?» Нет. Мы усиливаем наказание. Если выговор не помогает, пробуем шлепок. Если ваш ребенок принес дневник с плохими отметками, у него отбирается велосипед. А если в следующий раз дневник снова плохой, у него отбирается и льдянка. Ваши служащие не проявляют должной расторопности. Пригрозите им. Не помогает? Урежьте их зарплату.
   По-прежнему никакого результата? Прекратите выплату жалования, оштрафуйте, отдайте под суд! Плетка не изменяет поведения еретика? Можно попробовать испанский сапог или дыбу.
   Самое страшное в усилении наказания то, что этому поистине нет предела. Поиски такого наказания, которое было бы действенным, не встречается у обезьян и слонов, но занимает людей во все времена, известные истории, а может быть, даже и с доисторических времен.
   Одна из причин, почему наказание обычно не действует, заключается в том, что оно не совпадает по времени с нежелательным поведением; оно возникает после, а иногда, как в случае, судебного законодательства, много позже. Поэтому у субъекта может не образоваться связь между наказанием и своими прежними действиями; у животных этой связи не образуется никогда, людям тоже это обычно не дается. Если бы каждый раз при краже у вора отрывался палец, а неправильно запаркованная машина вспыхивала, я думаю, что воровство и штрафы за паркование практически не существовали бы.
   Даже если субъекты понимают, за что их наказали, они не могут в настоящее время уменьшить себе наказание только потому, что не могут изменить своих действий в прошлом. Сейчас вы ничего не можете сделать с плохими оценками в дневнике, которые уже получили, поэтому ребенку, которого родители наказывают, ничего не остается, как получить наказание.
   При методе 2, так же как при методе 1, субъект не учится тому, как изменить поведение. Наказание не научит ребенка, как получить более высокие оценки. Большее, на что может рассчитывать наказывающий, это что у ребенка изменится мотивация: ребенок попытается изменить будущее поведение, чтобы избежать будущего наказания.
 
GallaДата: Вторник, 03.12.2013, 16:27 | Сообщение # 34
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 469
Репутация: 0
Статус: Offline
Научиться изменять будущее поведение, чтобы в будущем избежать его последствий – выше понимания большинства животных. Если охотник ловит свою легавую собаку, предназначенную для охоты на птицу, и лупит за то, что она гонялась за кроликами, то собака не ведает, какое именно из предыдущих действий вызывает наказание. Она станет больше бояться хозяина, что с этих пор может позволить ему отзывать собаку, когда она гоняет кроликов. Сама по себе порка не повлияет на травлю, кроликов.
   Между прочим, кошки, по-видимому, особенно тупы по части ассоциирования наказаний со своими преступлениями. Подобно птицам, они просто пугаются и ничему не учатся, когда их запугивают, вот почему считается, что дрессировать кошек трудно. Их действительно нельзя обучать карательными методами, но они сама живость при обучении на положительном подкреплении.
   Наказание или угроза его не помогает субъекту в научении изменять текущее поведение. Если нежелательное поведение имеет такую сильную мотивацию, что субъекту необходимо его продолжение (красть пищу, когда голоден, быть членом какой-либо группы в подростковом возрасте), то наказание и его угрозы учат его не попадаться. В режиме наказания неуловимость быстро нарастает – печальная ситуация в семейной установке, но не столь сильно выраженная в обществе в целом. Кроме того, влияние повторяющегося или жестокого наказания имеет некоторые очень неблаговидные стороны: страх, ярость, чувство обиды, даже ненависть в наказываемом, а иногда и в наказывающем тоже. Эти душевные состояния не способствуют обучению (если только у вас нет цели обучить субъекта страху, ярости и ненависти – эмоций, которые иногда специально развиваются у террористов).
   Одна из причин, почему мы считаем наказание действенным, это та, что иногда поведение, приведшее к наказанию, прекращается – если субъект понял, какое из действий наказуемо, если мотивация данного действия невелика, если боязнь будущего наказания велика, и наконец, самое главное, если субъект может контролировать поведение (например, наказание не может помочь, когда ребенок мочится в постель). Но ребенка, которой как следует отругали, когда он впервые раскрасил цветным карандашом стену, можно вполне успешно отучить портить дом. Человек, который смошенничал с подоходным налогом и был за это оштрафован, может и не попытаться сделать это снова.
   Наказание может успешно прекратить какое-либо поведение при его зарождении, если оно замечено рано и не превратилось в укоренившуюся привычку, и если наказание само по себе является для субъекта новостью, неожиданностью, к которой человек или животное не потеряли чувствительности.
   За все время моего воспитания родители наказали меня всего дважды (и то лишь отругав), раз в шесть лет за мелкую кражу и раз в пятнадцать лет, за то что пропустила школу и заставила всех волноваться, думая, что меня похитили. Чрезвычайная редкость наказания в значительной степени способствовала успеху. Оба типа поведения прекратились тут же.
   Если наказание оказалось эффективным для прекращения поведения, то такая последовательность событий является мощным подкреплением для наказывающего. В дальнейшем наказывающий стремится вновь прибегнуть к наказанию. Меня всегда поражала возникающая у некоторых людей великая вера в действенность наказания. Я видела, ее проявление и защиту со стороны борющихся за дисциплину – школьных учителей, великолепных спортивных тренеров, властных босов, благонамеренных родителей. Их собственное наказующее поведение может поддерживаться мизерными успехами, тонущими в трясине не столь уж хороших результатов, и может длительно существовать, несмотря на то, что логика свидетельствует об обратном – несмотря на наличие в той же самой школе других учителей, других тренеров, руководителей других предприятий, других генералов, президентов или родителей, пример которых показывает, что можно добиться таких же или лучших результатов совершенно без применения наказания.
   Наказание часто используется как своего рода реванш.
   Наказывающему может и не быть дела до того, изменится или нет поведение жертвы, он или она лишь берут реванш, и иногда даже не над самим наказуемым, а над обществом в целом. Вспомните о косных чиновниках, которые со скрытым удовольствием с помощью чуть заметных приемов затягивают или препятствуют вам в получении разрешения, ссуды или пропуска в библиотеку; вы оказываетесь наказанными, да и они тоже.
   Наказание является подкреплением для наказывающего, так как оно демонстрирует и способствует сохранению доминирующего положения. До того момента, когда парень вы растет настолько, что сможет оказать сопротивление своему грубому отцу, отец считает себя сильнейшим (главным) и является таковым на самом деле. Это в действительности может являться одной из главных побудительных причин, лежащих в основе стремления человека к применению наказания: установить и сохранить доминантное положение наказывающий может быть прежде всего заинтересован не в определенном поведении, но в получении доказательств своего главенствующего положения.
   Иерархия доминантности, борьба за нее и ее проверка являются наиболее существенной чертой всех социальных групп, начиная со стаи гусей и кончая правительствами. Но, по-видимому, только люди научились пользоваться наказанием для того, чтобы прежде всего получать вознаграждение в виде главенствующего положения. Поэтому, когда вы собираетесь применить наказание, подумайте, хотите ли вы, чтоб собака, ребенок, супруг, служащий изменили данное поведение? В этом случае – это проблема обучения, и вы должны отдавать себе отчет об ограниченности наказания как обучающего приема. Или вы действительно хотите отыграться? В этом случае вам следует подыскать более полезное самоподкрепление.
   А может, на самом деле вы хотите, чтобы собака, ребенок, супруг, служащий, народ соседней страны и т. д. не проявляли неповиновения? В чем бы это ни проявлялось, вы хотите, чтобы субъект перестал идти против вашей воли и суждений? В этом случае это борьба за доминантное положение, и это лежит на вашей совести.


 
GallaДата: Вторник, 03.12.2013, 16:28 | Сообщение # 35
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 469
Репутация: 0
Статус: Offline

Чувство вины и стыд

   Чувство вины и стыд являются формами самонаказания. Трудно найти другое столь же неприятное чувство, как холодная рука чувства вины, сжимающая ваше сердце; этот тип наказания является чисто человеческим изобретением. Некоторые животные, в первую очередь, конечно, собаки, могут проявлять смущение или стыд (например, если случайно напачкают в доме). Но, я думаю, нет таких, которые тратят время на переживание чувства вины за прошлые действия.
   Степень вины, которую мы относим к себе, варьирует в широких пределах. Один человек чувствует релаксацию и удовлетворение, совершив преступление, а другой чувствует вину, держа во рту жевательную резинку. Множество людей не испытывают чувства вины и стыда в своей каждодневной жизни, и не из-за своего совершенства и не из-за своей полной бесчувственности, но потому, что они реагируют на собственное поведение по-разному. Если в прошлом они совершали что-либо, что доставило им неприятности, они не повторят это вновь. Другие повторяют одну и ту же ошибку снова и снова – ведут себя глупейшим образом в обществе, говорят гадости тем, кого любят, – несмотря на то, что на следующий день всегда испытывают чувство невероятного стыда. В качестве метода изменения поведения стыд стоит в одном ряду с поркой и любым другим видом наказания – он не очень эффективен, так как приходит слишком поздно.
   Так что, если вы являетесь человеком, наказывающим себя таким образом (а большинство из нас склонны к этому, вспоминая о том, что делали в раннем детстве), вы должны отдавать себе отчет, что это решение вопроса методом 2, и совсем не обязательно является тем, что вам надо. У вас могут быть веские основания хотеть избавиться от поведения, которое вызывает у вас чувство виновности, но тогда вы сможете достичь больших успехов с помощью другого метода или комбинации методов, а не самонаказанием.


 
Примеры применения
метода 2. Наказание


   Он редко оказывается эффективным, и его эффект снижается при повторении, но имеет широкое применение.
   Поведение Метод воздействия.
   Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи Кричите и бранитесь. Пригрозите отобрать и выбросить вон его одежду или же сделайте это.
   Собака на дворе лает всю ночь Выйдите, ударьте ее или облейте водой из шланга, когда она лает (NB: не исключено, что собака будет так рада видеть вас, что забудет о наказании.)
   Дети слишком шумят в машине Прикрикните на них. Пригрозите. Повернитесь и дайте затрещину.
   Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении Станьте на путь борьбы. Сожгите обед. Сердитесь, ругайтесь, плачьте.
   Неправильный удар при игре в теннис Проклинайте все на свете, выходите из себя, корите себя за каждый неверный удар.
   Бастующий или ленивый служащий Ругайте, распекайте, главным образом перед всеми остальными. Пригрозите снизить зарплату, или же сделайте это.
   Отвращение к благодарственным письмам Накажите себя оттягиванием дела и одновременно чувством вины. (Это не поможет, но вы можете попробовать.)
   Кошка влезает на кухонный стол Отлупите и/или выгоните из кухни.
   Грубый водитель автобуса вывел вас из себя Запомните его номер, напишите жалобу в автобусную компанию, добивайтесь, чтобы его перевели на другую работу, чтоб он получил выговор или чтобы его уволили.
   Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами Разрешите этому взрослому ребенку жить у вас, но сделайте его или ее жизнь совершенно невыносимой.


 
GallaДата: Вторник, 03.12.2013, 16:29 | Сообщение # 36
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 469
Репутация: 0
Статус: Offline

Метод 3.
Отрицательное подкрепление


   Отрицательным подкреплением является любое неприятное событие или стимул, пусть даже весьма слабый, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение. Когда на поле с электрическим ограждением корова касается ограды носом, то получает удар электрического тока, но как только она отпрянет назад, действие тока прекращается. Они научается избегать ударов тока с помощью того, что не подходит к ограде. Избегание загородки было подкреплено, но подкрепление было не положительным, а отрицательным.
   Жизнь изобилует отрицательными подкреплениями. Мы изменяем положение тела, когда становится неудобно сидеть на стуле. Мы стремимся скорее войти в дом, когда идет дождь. Некоторые люди считают, что запах чеснока возбуждает аппетит, другие же находят его отвратительным. Стимул становится отрицательным подкреплением только в том случае, если он воспринимается субъектом как неприятный и если изменение поведения направлено на уменьшение неприятных ощущений.
   Отличие отрицательного подкрепления от наказания заключается в том, что отрицательное подкрепление, подобно положительному, происходит во время поведения, а не после него, и может быть «включено» изменением поведения. Как вы видели в первой главе, почти все традиционные методы дрессировки животных строились на применении отрицательного подкрепления. Лошадь обучается поворачивать налево, когда тянут за левую вожжу, потому что этим она может ослабить давление мундштука на левый угол рта. Слоны, волы, верблюды и другие вьючные животные обучаются двигаться вперед, останавливаться, поднимать тяжести и т. д. чтобы избежать натяжения повода, тычка или удара стека, стрекала или кнута. Отрицательное подкрепление очень подходящий метод формирования поведения и может применяться столь же эффективно, как положительное, поскольку его применение одномоментно с поведением и стимулы «шпыняния» прекращаются дрессировщиком, когда реакция правильна.
   По отношению друг к другу люди постоянно применяют отрицательное подкрепление: строгий взгляд, нахмуренные брови, неодобрительное замечание. Некоторые применяют отрицательное подкрепление слишком часто. Жизнь некоторых детей, супругов и даже родителей представляет собой постоянное ежедневное усилие вести себя так, чтобы избежать отрицательных подкреплений от тех, кого они любят. Слишком частое применение отрицательного подкрепления, не скомпенсированное возможностью положительного подкрепления, может привести к появлению нежелательных черт личности, не обязательно страха и ярости, создаваемых наказанием, но робости, неуверенности в себе, тревожности. Если вы не хотите, чтобы ребенок, который очень старается не вызывать ваше неудовольствие не стал эмоционально неполноценным, он должен иметь успешный опыт в доставлении вам удовольствия.
   Даже среди взрослых тот руководитель, офицер или тренер, которые хотят усовершенствования от подчиненных и при этом в основном высказывают неудовольствие, могли бы добиться лучших результатов, если бы наряду с этим существовала также возможность положительного подкрепления. Умудренные опытом взрослые могут вытерпеть большое количество отрицательных подкреплений, но даже и они становятся мрачными, если, кроме этого, они ничего не получают. Сочетание положительного и отрицательного подкреплений гораздо более эффективно.
   Тренер баскетбольной команды, выступавшей с огромным успехом, стал знаменит своей жесткостью и даже грубостью. Некоторые из игроков не смогли вынести такого режима и ушли из команды. Однажды вечером я видела этого человека по телевизору. Хотя на первый взгляд он казался чрезвычайно грозным, в его взаимодействии с командой то и дело встречались очень отчетливые положительные подкрепления – одобрительный взгляд, дружеский шлепок, – а отрицательное подкрепление прекращалось тотчас же как выполнение действия улучшалось. В моральном отношении команда выглядела великолепно.
   Единственный случай, когда отрицательное подкрепление предпочтительнее любого позитивного подхода, это когда мы имеем дело с сознательным и преднамеренным отклонением поведения. Если вы совершенно уверены в том, что субъект знает, что должно быть сделано, а делает вместо этого что-либо другое, чтоб, скажем, просто посмотреть, что из этого выйдет, тогда знак вашего неодобрения – нахмуренный лоб, замечание, натяжение поводка или вожжи, прекращение занятий, выговор – должны последовать незамедлительно и быть четкими. Это единственный случай, когда сильное отрицательное подкрепление, возможно, и не вызовет чувства обиды. Даже животные знают, когда они пытаются вывести вас из себя, и получают удовлетворение от того, что им дают понять, что это нельзя. В особенности это касается детей, которые чувствуют себя увереннее, если знают границы дозволенного. Если ребенок нарочно преступает эти пределы, то отрицательное подкрепление дает ему нужную информацию о положении границ дозволенного.
   Секрет применения отрицательного подкрепления состоит в том, чтоб научиться прекращать его, когда поведение субъекта улучшилось хоть немножко. Некоторые матери и учителя делают это интуитивно правильно. Четырехлетний малыш в ярости выкрикивает: «Я тебя ненавижу, я тебя ненавижу» и лупит кулаками по ногам матери. Негативное подкрепление со стороны матери состоит в том, что она перестает обращать на ребенка внимание и начинает заниматься своими делами. Когда ярость сменяется сопением и потерянным видом, мать сейчас же снова обращает свое внимание на ребенка, обнимает, прижимает к себе, меняет тему разговора.
   Психолог может сказать, что на самом деле в приведенном выше примере сработал метод 4 – затухание, что поведение сошло на нет, так как не приводило ни к какому результату. Но мне кажется, что когда на маленького ребенка перестают обращать внимание, это для него результат; это сильный отрицательный стимул, который может быть применен наравне с любым другим отрицательным подкреплением.
   Другой секрет применения отрицательного подкрепления состоит в уверенности в том, что субъект воспринимает его как следствие собственных действий, а не ваше произвольное действие. Предположим, у вас есть большая лохматая собака, которая любит спать в комнате на диване. Если вы ей убедительно показываете, что вам это не безразлично, собака может быстро научиться соскакивать с дивана, заслышав ваше приближение, потому что боится наказания, но отлупить ее, застав на диване, еще не значит управлять ее поведением в ваше отсутствие. Есть один старый прием, который иногда помогает в этом случае: поставьте на диван несколько маленьких мышеловок. Когда собака вспрыгнет на диван, мышеловки сработают, испугают, а может, и ударят собаку. Собственное действие собаки привело к отрицательному подкреплению, и эта первая неудача может оказаться достаточной, чтобы отучить украдкой забираться на диван. (Я спешу добавить, что это скорее всего подействует только на глупых собак. Хотя я не могу позволить себе предположить любителям собак список пород, на которых этот прием подействует, я скажу лишь, что для некоторых пород он может оказаться совсем не эффективным. Хозяин одного боксера, применивший этот прием, рассказывал, что его собака, увидев мышеловки, стащила покрывало со спинки дивана, накрыла им ммшеловки, разрядила их, а затем легла на диван поверх покрывала.)
   Существуют такие категории субъектов, на которых отрицательное подкрепление не действует и совершенно не подходит для них, например младенцы. Каждая мать знает, что практически невозможно изменить активное поведение малыша с помощью отрицательного подкрепления – сделать так, чтобы малыш, начавший ходить, не хватал побрякушки с кофейного столика бабушки, постоянно повторяя: «Нельзя!» или шлепая его по ручонке каждый раз, когда он это делает. Гораздо лучше применить метод 8 (смена мотивации) поместив эти предметы вне досягаемости, или метод 5 переключение на несовместимую деятельность), дав ему какую-нибудь другую игрушку Маленьким детям просто несвойственно легкое приобретение неприятного опыта, но они могут с легкостью обучаться с помощью положительного подкрепления Можно сказать, что дети рождаются для того, чтобы радоваться, а не повиноваться.
   Щенки тоже имеют склонность к более легкому научению с помощью положительного подкрепления, а отрицательное подкрепление сбивает их с толку и пугает. Вот почему большинство дрессировщиков не начинает обучение выполнению формальных команд, раньше чем собака достигнет шестимесячного возраста. С помощью лакомства и ласки вы можете обучить щенка ходить в ошейнике и на поводке следовать за вами на прогулке, но наденьте на него затягивающуюся цепочку и начните настаивать на том, чтоб он научился ходить рядом, сидеть, стоять, и прежде чем вы успеете его чему-нибудь научить, у вас будет затерроризированный и запуганный щенок. Нужно время, чтобы научиться реагировать на отрицательное подкрепление, а младенчество слишком быстротечно.
   Есть и другая категория субъектов, которые не поддаются воздействию отрицательного подкрепления: это дикие животные. Каждый, кто когда-либо имел дело с питомцем из диких животных – оцелотом, волком, енотом и т. д., – знают что они не воспринимают команды. Чрезвычайно трудно например, научить волка ходить на поводке, даже если вырастите его с очень раннего возраста и он совершенно ручной Если вы натягиваете поводок, он автоматически начинает тянуть вперед, а если вы очень настаиваете и натягиваете поводок слишком сильно, волк, несмотря на то, что он обычно спокоен и контактен, впадает в панику и старается удрать.
   Возьмите на поводок ручную выдру, и либо вы будете идти туда, куда хочет выдра, либо она будет бороться с поводком изо всех сил. Создается впечатление, что нельзя найти ту золотую середину, когда легкий рывок можно использовать для выработки послушания.
   То же самое относится и к дельфинам. При всей своей хваленой способности к обучению они всему либо сопротивляются, либо всеми силами стараются улизнуть. Толкните дельфина, и он толкнет вас. Попытайтесь перегнать дельфинов из одного бассейна в другой с помощью сети; если они почувствовали, что пространство вокруг них сужается, смелые бросаются в атаку на сеть, а робкие в бессильном страхе кидаются на дно бассейна. Нужно с помощью положительного подкрепления обучать дельфинов спокойно плыть перед сетью; но даже если вы это сделали, почти при любой манипуляции с сетью один человек должен стоять наготове, чтобы в случае надобности броситься в воду и освободить животное, которое запуталось в сети, прежде чем оно утонет.
   Психолог Гарри Фрэнк предполагает, что это сопротивление отрицательному подкреплению составляет принципиальное различие между дикими и одомашненными животными. Все одомашненные животные восприимчивы к отрицательному подкреплению – их можно погонять, заставлять, выгонять вон, и вообще оказывать разное давление. Мы, люди, преднамеренно или случайно с помощью направленного отбора выработали у них эту особенность. В конце концов, корова, которую нельзя пасти и гнать, которая, подобно волку или дельфину, либо сопротивляется неприятным воздействиям, либо впадает в панику и спасается бегством, эта корова кончит тем, что останется на ночь вне загона и будет съедена львом; или же поскольку она всем досаждает, то скорее всего она будет зарезана и съедена людьми. Ее гены не сохранятся в генофонде популяции.
   Послушание, выражающееся либо в готовности получать удары, либо в отсутствии моментальной реакции «сопротивляйся или убегай», при котором отрицательное подкрепление умеренной силы может быть использовано для корреляции обучения, заложено в наших домашних животных. За одним исключением – кошка. Научить, например, кошку ходить на поводке поистине очень трудно; сходите на представление, в котором участвуют кошки, и вы увидите, что даже профессиональные дрессировщики с этим не связываются – кошек носят на руках, их сажают в клетку, но они не ходят на поводке.
   Гарри Фрэнк предполагает, что это потому, что кошка не является истинно домашним животным и поэтому у нее отсутствует восприимчивость к отрицательному подкреплению. Может быть также, что кошка является комменсалом, животным, которое, подобно крысе и таракану, разделяет с нами жилище, извлекая из этого выгоду. Но скорее кошка является симбионтом – животным, общение которого с нами приносит взаимную выгоду – от нас она получает пищу, кров, ласку, кошка же ловит у нас мышей, забавляет нас, мурлычет. Однако работы и послушания нет. Это может объяснить нелюбовь некоторых людей к кошкам: их страшит неуправляемость.
   Для всех кошконенавистников скажу, существует одно отрицательное подкрепление, которое на кошку действует: брызнуть водой ей в мордочку. Однажды на обеде, на который я надела свое новое черное шерстяное платье, белая ангорская кошка хозяйки дома без конца вспрыгивала мне на колени. Хозяйка находила это очень милым, но мне совсем не хотелось, чтобы мое платье было в белых кошачьих волосах. Когда она на меня не глядела, я окунула пальцы в бокал с вином и брызнула кошке в мордочку. Она тотчас же исчезла и больше не возвращалась: тонкое и полезное отрицательное подкрепление.


 
GallaДата: Вторник, 03.12.2013, 16:31 | Сообщение # 37
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 469
Репутация: 0
Статус: Offline

Примеры метода 3.  
Отрицательное подкрепление
   Отрицательное подкрепление может быть эффективным в ряде ситуаций. Способ, описанный здесь для ситуации с машиной, действует очень хорошо, особенно если дети очень устали и их нельзя переключить на какую-либо другую деятельность типа игр или пение песен (метод 5).
   Поведение Метод воздействия.
   Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи Выключите ТV или задержите обед до тех пор, пока вещи не будут собраны. (Прекратите отрицательное подкрепление, когда согласие достигнуто; подкрепляйте на первых порах даже вялые усилия.)
   Собака на дворе лает всю ночь Направить на собачью будку сильный пучок света. Выключите свет как только собака перестанет лаять.
   Дети слишком шумят в машине Когда уровень шума достиг болевого порога, тормозите и останавливайте машину, читайте книгу. Не обращайте внимания на протесты по поводу остановки, это тоже шум. Трогайтесь, когда восстановится тишина.
   Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении Повернитесь и выйдите из комнаты как только тон его или ее голоса будет вам неприятен. Возвратитесь и проявите внимание тотчас же как только голос смолк или стал нормальным.
   Неправильный удар при игре в теннис Пусть тренер или кто-нибудь из зрителей фиксирует каждый плохой удар словами «ай-ай-ай» или «нет» каждый раз как вы его сделали.
   Бастующий или ленивый служащий Усильте контроль и делайте выговор всякий раз как уровень работы снижается.
   Отвращение к благодарственным письмам Отрицательное подкрепление возникает автоматически со стороны друзей и тех, кого вы любите. Тетя Алиса сообщит вам, что она очень обеспокоена тем, что вы не получили новый шарф, а ваша семья дает вам понять, что вы должны написать тете Алисе. Вся информация будет вам передана в тонах, имеющих отчетливую отрицательную окрашенность.
   Кошка влезает на кухонный стол Воспользуйтесь пистолетом, стреляющим водой, или просто примите угрожающую позу, сочетая это со зловещим «нельзя». Это слово является условным отрицательным подкреплением. Кошка не будет влезать на стол, правда только в вашем присутствии.
   Грубый водитель автобуса вывел вас из себя Протестуйте. Играйте на любом обстоятельстве, которое позволяет вам требовать учтивости, таких, как пожилой возраст, юность, неопытность. Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами Пусть он возвращается, но берите с него как с постороннего плату за жилье, питание, дополнительные услуги, в том числе за стирку белья и сидение с ребенком, чтоб он уехал по финансовым соображениям.
 
GallaДата: Вторник, 03.12.2013, 16:32 | Сообщение # 38
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 469
Репутация: 0
Статус: Offline

Метод 4. Угашение

   Если вы обучили крысу нажимать на рычаг для получения пищевого подкрепления, а затем отключили аппарат подачи пищи, крыса сначала очень часто нажимает на рычаг, затем все реже и реже, пока, наконец, не прекратит это совсем, Поведение «угасло».
   Термин «угашение» идет из психологических лабораторий. Он предполагает исчезновение не животного, а поведения, которое пропадает само собой вследствие отсутствия подкрепления, подобно сгорающей свечке.
   Поведение, которое не приводит ни к каким результатам – ни к хорошим, ни к плохим, а именно ни к каким, – скорее всего затухнет. Но не всегда это означает, что вы можете игнорировать поведение и оно исчезнет. Поведение пренебрегающего его результатами человеческого существа есть уже само по себе результат существа, совершающего столь асоциальное действие, поэтому не всегда можно рассчитывать на угашение поведения другого человека и даже животного, не обращая на него внимание. К тому же крыса, нажимающая на рычаг, делает это в лабораторных условиях; внешние стимулы здесь сведены до минимума. А поведение человеческих существ не осуществляется в вакууме.
   И тем не менее игнорирование может дать результат. Однажды я наблюдала, как Томас Шиллере, дирижер симфонического оркестра, проводил репетицию в Нью-йоркской филармонии. Ужасный дирижер – но и оркестр тоже ужасный. Когда Шипперс подошел к пюпитру, оркестр был настроен на несерьезный лад: деревянные духовые инструменты стонали: «Я хотел бы быть в Дикси», а скрипка человеческим голосом говорила: «Ox-ox». Шипперс проигнорировал эти дурачества, и они вскоре угасли.
   В человеческих взаимоотношениях угасание, с моей точки зрения, больше всего применимо к речевому поведению – хныканью, ворчанию, надоеданию с просьбами, угрозам. Если эти типы поведения не приведет ни к какому результату, не выводят вас из себя, они угасают. Помните, что вывести кого-либо из себя может служить положительным подкреплением. Брат, который повергает сестру в ярость, дергая за косичку, получает подкрепление. Если вы на работе вспылили на кого-нибудь, кто занимает более высокое служебное положение, то он или она в выигрыше. Даже животным это известно. Сразу вспоминаются таксы и скотчи – породы собак, у которых взятие реванша является хорошо развитым и осмысленным типом поведения – делать назло. Вы пробовали уехать на выходной, не взяв с собой собаку? Когда вы вернетесь, то несмотря на то, что в ваше отсутствие с ней хорошо гуляли, она нагадит вам на постель.
   Вы можете избить ее до полусмерти, но такое проявление ярости будет ей только наградой.
   Mы часто ненароком подкрепляем поведение, которое нам хотелось бы угасить. Хныканье у детей является поведением, которое вырабатывается с помощью родителей. Каждый ребенок, который устал, голоден, находится в дискомфорте, может скулить как щенок. Однако словом «нытик» называется ребенок, чьи родители достигли такой высокой степени самоконтроля, что могут вынести чрезвычайно длительное нытье, прежде чем окончательно потеряют терпение и скажут: «Хорошо, я дам тебе это проклятое мороженое; ну, теперь замолчишь?» Мы забываем или не понимаем, что случайное подкрепление – любое подкрепление, хорошее или плохое, – способствует сохранению поведения.
   Однажды в Блумингдэле [1] я видела хорошенькую девчушку лет шести, которая привела свою мать, бабушку и весь отдел белья в полный ступор виртуозным применением «но ты сказала, ты обещала, я не хочу…» и т. д. Насколько я понимаю, ребенок устал от магазина, и, возможно, не без основания. А может, у нее вообще было неважное самочувствие. Ей хотелось уйти, а она усвоила, что добиться желаемого можно нытьем, которое всегда случайным образом подкреплялось.
   Что делать, если вам на день навязали чьего-нибудь ребенка-нытика? Вот что делаю в этих случаях я. Как только протесты или жалобы начинают произноситься тем характерным для нытья гнусавым тоном, я сообщаю ребенку, что нытье на меня не действует. (Это обычно даст ему или ей пищу для размышлений, поскольку они не думают об этом, как о нытье, а считают это логичным и великолепным средством убеждения.) Как только нытье прекратилось, я спешу с подкреплением в виде похвалы или объятия. Если ребенок забыл и снова начинает ныть, мне обычно удастся прекратить это поднятием бровей или уничтожающим взглядом.
   На самом деле нытики часто бывают умненькими детьми, и с ними бывает приятно и интересно, когда они отказываются oт этой своей игры и нытье угашается.
   Когда имеешь дело с поведением, имеющим словесное выражение, то одной из проблем является наш необычайный пиетет к языку. Слова обладают почти магическими свойствами. В тех ситуациях, когда нас запугивают, надоедают просьбами или нытьем, и особенно во время семейных ссор, мы склонны обращать внимание на сказанные слова, а не на поведение. На фразу: «Но ты же обещал» следует ответ: «Нет, я не обещал» или: «Я знаю, но я должен завтра ехать в Чикаго, поэтому не могу сделать то, что сказал, как ты этого не понимаешь?» и т. д., и т. п.
   Мы должны отделять слова, которые говорятся, от поведения. Например, когда муж и жена ссорятся, действием является борьба. Предмет же ссоры часто является скрытым спектаклем. Вы можете оспаривать все на свете, можете произносить совершенно справедливые слова (врачам приходится выслушивать бесконечное количество вариаций на эту тему), но при этом все время в стороне остается само поведение – борьба.
   Мало того, что мы с легкостью втягиваемся в словесное выражение конфликта («Он сказал, что я – трус, а я не трус»), мы часто не замечаем того, что сами подкрепляем его. И не только тем, что позволяем привести себя в ярость. Возьмем, к примеру, мужа, который всегда приходит домой в плохом настроении и который хочет сейчас же получить свой мартини (или пиво) и следом сразу же ужин. Чем более он раздражен, тем больше торопится жена подать требуемое, ведь правда? Что на самом деле она подкрепляет?


 
GallaДата: Вторник, 03.12.2013, 16:33 | Сообщение # 39
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 469
Репутация: 0
Статус: Offline

Раздражительность.

   Если манера поведения жены веселая, она не проявляет поспешности в удовлетворении требований мужа, не заламывает себе руки и не расстраивается, то это в значительной степени делает раздражительность и прочие проявления настроения и характера – безрезультатными. С другой стороны, ледяное молчание, ответные крики или наказание, наоборот, могут им восприниматься как результаты и, следовательно, могут оказывать подкрепляющее действие.
   Игнорируя поведение, не игнорируя при этом человека, можно сделать так, что многие неприятные проявления угаснут сами собой, потому что не будет никакого результата: ни хорошего, ни плохого. Поведение станет бесполезным. Враждебность требует невероятной энергии, и если от нее нет пользы, то от нее обычно быстро избавляются.
   Многие типы поведения сами по себе совершаются в ограниченных временных рамках. Когда детей, собак или лошадей впервые после длительного периода ограничения свободы и бездействия выпускают на улицу, им страшно хочется бегать и играть. Если вы попытаетесь это ограничить, вам понадобится немало усилий. Чаще гораздо проще бывает просто разрешить им какое-то время побегать, пока это поведение не затухнет само по себе, прежде чем вы их призовете к дисциплине или начнете вырабатывать ее. Тренеры лошадей называют это «пусть дурь выйдет». Умные тренеры отпускают на несколько минут молодых лошадей на ринге полягаться, побрыкаться, побегать, прежде чем они огорчат их и заставят работать. Разминка перед тренировкой или футбольной игрой служит примерно тем же целям. Помимо того, чтобы заставить мышцы работать, что уменьшает вероятность растягиваний и травм, это «общая двигательная активность» оттягивает излишки энергии, при этом беготня и возня угасятся и наездники или игроки смогут уделить большей внимание самой тренировке.
   Привыкание является способом угашения безусловных реакций. Если на субъекта оказывает влияние неприятный стимул, которого нельзя избежать и с которым ничего нельзя поделать, то реакция избегания на него скорее всего угаснет, он перестанет реагировать на этот стимул, не станет обращать на него внимание, как будто бы его совсем не существует. Это называется привыканием. Первое время я считала, что уличный шум в моей нью-йоркской квартире просто непереносим, но постепенно, подобно большинству ньюйоркцев, я научилась спать под сирены, пронзительные крики, уборку мусора и даже звуки столкновения машин.
   Я привыкла. Полицейских лошадей иногда тренируют, привязав в лежачем положении и подвергая множеству безвредных, но беспокоящих влияний, таких, как открывание зонтиков, хлопанье газетами, громыхание консервными банками и т. д. Так как лошади не могут пошевелиться, они настолько привыкают к пугающим зрительным и звуковым раздражителям, что в дальнейшем что бы им ни преподнесла улица они остаются невозмутимыми.


 
GallaДата: Вторник, 03.12.2013, 16:33 | Сообщение # 40
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 469
Репутация: 0
Статус: Offline

Примеры метода 4. Угашение

   Метод 4 бесполезен для искоренения хорошо отработанного, самоподкрепляемого поведения. Тем не менее он хорош для борьбы с нытьем, дурным настроением, поддразниванием. Даже маленькие дети могут усвоить – и это открытие доставляет им удовольствие – что они могут прекратить поддразнивания со стороны более старших детей, просто никак не реагируя на них.
   Поведение Метод воздействия.
   Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи Подождите, пока он повзрослеет.
   Собака во дворе лает всю ночь Этот тип поведения самоподкрепляется и редко угасает сам по себе.
   Дети слишком расшумелись в машине Определенный уровень шума естествен и безвреден; пусть он будет, они от этого устанут.
   Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении Следите, чтобы его грубости не давали никаких результатов: ни хороших, ни плохих.
   Неверный удар при игре в теннис Работайте над другими ударами, движениями ног и т. д., старайтесь сделать так, чтобы специфическая ошибка сошла на нет из-за того, что на ней перестают концентрировать внимание.
   Бастующий или ленивый служащий Если неправильная форма поведения является способом привлечения внимания перестаньте обращать внимание. Забастовка, однако, может быть самоподкрепляемой.
   Отвращение к благодарственным письмам Этот тип поведения обычно угасает с возрастом. Жизнь становится так полна обременительными обязанностями, такими, как оплата чеков, налогов, что по сравнению с этим открытки с благодарностями начинают рассматриваться как отдых.
   Кошка влезает на кухонный стол Пренебрегите этим поведением. Оно не исчезнет, но вы можете преуспеть в угащении собственного неприятия кошачьей шерсти в еде.
   Грубый водитель автобуса вывел вас из себя Не обращайте внимания на водителя, оплатите проезд и забудьте инцидент.
   Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вам Рассматривайте это как временную меру и уповайте на то, что взрослый ребенок уедет от вас как только его финансовое положение улучшится или кризис минует.


 
GallaДата: Вторник, 03.12.2013, 16:34 | Сообщение # 41
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 469
Репутация: 0
Статус: Offline
Метод 5. Выработка несовместимого поведения

   Здесь вступают добрые феи: позитивные методы, позволяющие избавиться от нежелательного поведения.
   Одним из изящных методов является обучение субъекта выполнению другого действия, физически несовместимого с нежелательным.
   Например, некоторые не любят, когда собаки побираются у стола. Я сама этого терпеть не могу – ничто не может так испортить мне аппетит как собачье пыхтение, несчастные глаза и тяжелая лапа у меня на колене в тот момент, когда я собираюсь положить в рот кусок мяса.
   Решением этого вопроса методом 1 будет выставить собаку из столовой или запереть в другой комнате на время еды. Но существует также возможность управлять попрошайничеством выработкой несовместимого поведения – например обучить собаку лежать на пороге столовой пока люди едят. Первым делом вы обучаете собаку ложиться, постепенно добиваясь того, чтобы это поведение контролировалось стимулами. Затем вы можете сделать так, чтобы собака во время вашей еды выполняла команду «Иди, ляг!», укладываясь в любом месте. Вы подкрепляете это поведение пищей, когда тарелки пусты. Отойти и лечь несовместимо с попрошайничеством у стола; собака физически не может быть одновременно в двух местах, и поэтому попрошайничество угасает.
   Однажды я видела дирижера симфонического оркестра, который продемонстрировал блестящее использование несовместимого поведения во время репетиции оперы. Внезапно хор вступил в диссонанс с оркестром. Казалось, что они запомнили один из тактов в несколько укороченном виде. Поняв в чем дело, дирижер выискал звук «з» в тексте этого такта и попросил хор усилить этот звук. Получилось забавное жужжание, но удлинение этого звука было несовместимым с ускоренным исполнением данного такта, и проблема была решена.
   Я впервые воспользовалась Методом 5, когда столкнулась с потенциально очень серьезной проблемой у дельфинов. В океанариуме «Жизнь моря» в представлении, идущем в открытом бассейне, одновременно участвовали три типа исполнителей: группа из шести маленьких изящных вертящихся дельфинов, громадная самка афалина по имени Ало и хорошенькая девушка с Гавай, которая плавала и играла с дельфинами в одной из частей представления. Вопреки общепринятому мнению, дельфины не всегда дружелюбны, а афалина особенно склонна к тому, чтоб похулиганить и подразнить. Ало, двухсотсемидесятикилограммовая афалина, начала изводить пловчиху, когда та спускалась в воду, она бросалась под нее и подкидывала в воздух или же хлопала ее по голове хвостовым плавником. Это терроризировало девушку, и в самом деле было очень опасно.
   Нам не хотелось выводить Ало из представления, так как прыжки и удары по воде делали ее звездой. Мы начали конструировать небольшой загон, в котором ее можно было бы запирать, пока выступает пловчиха – решение вопроса по методу 1, – а тем временем начали вырабатывать несовместимое поведение. Мы сделали так, чтоб Ало нажимала на подводный рычаг, расположенный в другом конце бассейна, и получала в награду за это рыбу.
   Ало с энтузиазмом выучилась по нескольку раз за каждую рыбку нажимать на рычаг; она даже принялась охранять рычаг от других дельфинов. И во время представлений тренер Ало опускал рычаг в воду и подкреплял его нажимание все время пока пловчиха была в воде и играла с вертунами.
   Ало не могла нажимать свой рычаг и одновременно находиться посреди бассейна и атаковать пловчиху; эти два поведения были несовместимы. К счастью, Ало предпочитала нажимать на рычаг, чем издеваться над пловчихой, так что это поведение угасло (пловчиха, однако, никогда полностью не доверяла этому фокусу и была полностью спокойна только тогда, когда Ало была за надежной решеткой).
   Выработка несовместимого поведения является хорошим способом преодоления неправильных ударов в теннисе, а также любых других двигательных навыков, выработавшихся неверным образом. Мышцы «обучаются» медленно, но прочно; если что-либо вошло в ваш двигательный стереотип, это трудно переделать. (Уроки фортепьяно в детстве приносили мне одно расстройство, потому что было такое впечатление, что в каждой фразе мои пальцы заучивали по неверной ноте, и я каждый раз спотыкалась на этом месте.) Единственный способ преодолеть это – выработать несовместимое поведение. Если взять в качестве примера неверный удар в теннисе – то прежде всего надо разложить в уме движение на составные части – поза, положение, движение ног, начало движения, его продолжение, окончание – и очень медленно воспроизвести каждый элемент движения или повторить какой-либо один элемент. Поработайте над совершенно другим ударом, серией новых движений. Когда мышцы начнут осваивать новую комбинацию, можно соединить движение и убыстрить темп.
   Когда вы начнете использовать движение в игре, на полной скорости, то первое время вы не должны обращать внимание на то, куда летит посланный вами мяч; отрабатывайте только структуру движения. Теперь в вашем распоряжении должно быть два удара – старый, неправильный, и новый.
   Они несовместимы, вы не можете выполнить два удара одновременно. Но хотя вам никогда не удастся полностью освободиться от старого стереотипа, вы можете свести его к минимуму, заменяя новым. Когда этот двигательный навык станет прочным, вы снова можете сосредоточить свое внимание на том, куда летит мяч. И надо ожидать, что при более техничном ударе мяч тоже будет вести себя лучше. (Точно так же я подходила к решению проблем, возникающих при обучении игре на фортепьяно.)
   Выработка несовместимого поведения очень полезна для исправления собственного поведения, особенно, когда дело касается эмоциональных состоянии, таких, как печаль, беспокойство, чувство одиночества. Некоторые типы поведения совершенно несовместимы с чувством жалости к себе: танцы, хоровое пение, любая интенсивная двигательная активность, даже бег. Вы не можете быть заняты ими и в то же время барахтаться в несчастье. У вас ужасное настроение? Испробуйте метод 5.
 
GallaДата: Вторник, 03.12.2013, 16:35 | Сообщение # 42
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 469
Репутация: 0
Статус: Offline
Пример метода 5.
Выработка несовместимого поведения


   Понимающие люди часто используют этот метод. Пение и игра в машине избавляют как родителей, так и детей от скуки. Развлечения, отвлечения, занятия приятными вещами являются хорошей альтернативой при многих напряженных жизненных ситуациях.
   Поведение Метод воздействия.
   Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи Купить корзину дня белья и поощрять соседа, когда он кладет белье в корзину. Стирайте белье вместе, сделайте так, что наполнение ящика станет поводом к общению. Забота о чистоте белья несовместима с пренебрежением к нему.
   Собака во дворе лает всю ночь Обучите ее ложиться по команде; собаки, подобно большинству из нас, редко лают лежа. Кричите команду через окно или установите в собачьей будке переговорное устройство. Вознаграждайте похвалой.
   Дети слишком расшумелись в машине Пойте песни, рассказывайте разные истории, играйте в игры: «Привидение», «Я слежу за всем своим глазочком», «20 вопросов», «Найди земляной орешек» и т. д. Даже трехлетний малыш может распевать «Найди земляной орешеек». Это несовместимо с перебранкой и криками.
   Муж обычно приходит домой в плохом настроении Приурочьте к моменту его возвращения домой какую-нибудь приятную деятельность, несовместимую с брюзжанием, например игру с детьми, занятие любимым делом. Неплохо полчасика провести в уединении. Мужу необходимо переключение на домашнюю жизнь.
   Неправильный удар при игре в теннис Отработайте заменяющий его совершенно новый удар (см. текст)
   Бастующий или ленивый служащий Поручите ему или ей работать быстрее или упорнее над каким-либо определенным заданием; наблюдайте и похвалите, когда работа завершена.
   Нелюбовь к написанию благодарственных писем Выработайте несколько заместительных видов поведения: если кто-либо посылает вам чек, напишите несколько благодарственных слов на его обороте, когда получите по нему деньги, об остальном позаботится банк. В отношении других видов подарков, позвоните отправителю в тот же день и скажите спасибо. Тогда вам никогда не придется писать писем.
   Кошка влезает на кухонный стол Обучите кошку сидеть в кухне на стуле, используя ласку и пищевое подкрепление. Очень старательная или голодная кошка может так привязаться к стулу, что его можно далеко отставить от плиты, и кошка будет там, где вам это нужно, а не на столе.
   Грубый водитель автобуса вывел вас из себя Ответьте на ворчание и ругань, приветливым взглядом, милой улыбкой и какой-либо расхожей вежливой фразой: «Доброе утро» или, если водитель действительно бранит вас: «Спасибо, все в порядке». Такой сбивающий с толку, несоответствующий ситуации ответ иногда восстанавливает вежливый тон.
   Взрослый отпрыск, который с вашей точки зрения может жить самостоятельно, хочет обратно вернуться к вам Помогите ему или ей найти другое местожительство, даже если вам на первых порах придется платить за него.


 
GallaДата: Вторник, 03.12.2013, 16:36 | Сообщение # 43
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 469
Репутация: 0
Статус: Offline
Метод 6.
Связать поведение с определенным сигналом


   Это своего рода уловка. Он оказывает действие в ряде случаев, когда больше ничего не помогает.
Аксиомой теории обучения является то, что организм обучается совершать действие в ответ на определенный ключевой стимул, и поведение начинает подчиняться стимулу только тогда, когда он есть – в его отсутствие поведение начинает угашаться. Эту естественную закономерность можно использовать для того, чтобы избавиться от любого типа нежелательного поведения, сделав так, чтобы оно осуществлялось только по сигналу, а затем перестав давать этот сигнал. Впервые я открыла для себя этот изящный метод, когда приучала дельфина носить светонепроницаемые наглазники. Мы хотели продемонстрировать действие сонара, т. е. эхолокацию у дельфина в наших представлениях для широкой публики в океанариуме «Жизнь моря». Мне нужно было обучить самца по кличке Макуа носить на глазах резиновые чашечки присосок и, временно лишившись зрения, обнаруживать и находить расположенные под водой предметы, используя эхолокационную систему. Сейчас такой номер постоянно включается во все представления океанариума.
Наглазники не причиняли вреда Макуа, но он их невзлюбил. Постепенно у него выработалась привычка, завидев в моих руках чашечки присосок, удирал" на дно бассейна и отсиживаться там. Он отлеживался там по пять минут кряду, слегка пошевеливая хвостом и наблюдая за мной сквозь воду.
Я рассудила, что бессмысленно пытаться заставить подниматься его на поверхность, пугая, толкая шестом, глупо также пробовать подкупить или подманить его. Поэтому однажды, когда он в очередной раз удирал от меня на дно, я подкупила его свистком и бросила несколько рыбешек. Макуа выпустил «пузырь удивления» – пузырь воздуха размером с баскетбольный мяч, – который у дельфинов обозначает «А?», и подошел, чтобы съесть свою рыбу. Вскоре он заныривал с целью получения пищевого подкрепления.
Затем я ввела подводный источник звука, являвшейся условным сигналом, и давала подкрепление, только когда дельфин заныривал по сигналу. Конечно же он перестал заныривать в отсутствие ключевого стимула. Заныривание перестало быть проблемой; тогда я снова вернулась к обучению плавать в наглазниках, он воспринял наглазники безропотно.
Я применяла этот метод также, чтобы утихомирить детей, расшумевшихся в машине. Если вы отправляетесь в какое-либо удивительное место – скажем цирк, – дети могут шуметь, потому что они возбуждены, слишком возбуждены для того, чтобы к ним можно было применить метод 5, орать и петь песни. В этих радостных обстоятельствах вам не хочется применять и метод 3, отрицательное подкрепление, состоящее в том, чтобы свернуть на обочину и остановить машину. Вот когда пригодится метод 6: сделать так, чтоб поведение управлялось сигналом. «Так, каждый устраивает как можно больший шум, начали!» (Сами тоже поднимаете шум.)
С полминуты это всех очень забавляет, затем это надоедает.
Двух или трех повторений обычно бывает более чем достаточно, чтобы обеспечить необходимое спокойствие на всю оставшуюся дорогу. Можно сказать, что устраивать шум по команде доставляет удовольствие, а можно сказать, что поведение осуществляющееся по сигналу, имеет склонность к угасанию в его отсутствие.
Дебора Скиннер, дочь психолога Б. Ф. Скиннера, поделилась со мной блестящим применением метода 6 с целью отучать собак скулить под дверью. У нее была маленькая собачка, которая, когда ее выпускали гулять, начинала лаять и скулить под дверью, вместо того, чтобы идти и делать свои дела. Дебора сделала небольшой картонный даск, одна сторона которого была покрашена в белый, другая – в черный цвет, и повесила его на дверную ручку снаружи. Когда круг был повернут черной стороной, никакой лай не мог заставить людей, находившихся в доме, открыть дверь. Когда круг был повернут белой стороной, собаку сразу же впускали. Собака быстро обучилась не утруждать себя понапрасну, пытаясь войти обратно в дом при черном сигнале. Когда Дебора находила, что собачка пробыла на улице положенное время, она приоткрывала дверь, переворачивала сигнальный круг, а затем впускала собачку как только она попросится.
Я испробовала Деборин сигнал дверной ручки, когда моя дочь приобрела щенка карликового пуделя. Питер был очень маленькой собачкой, в два месяца он едва достигал шести дюймов (15 см) в высоту, и было действительно небезопасно отпускать его бегать на улице одного без присмотра. Когда я бывала занята, а Гэйл в школе, я запирала его в ее комнате, снабдив едой, питьем, газетами и одеялом.
Конечно, как только он оставался один взаперти, он поднимал ужасный скандал. Я решила воспользоваться Дебориной уловкой и ввести сигналы, по которым на лай следовал и не следовал ответ. Я подхватила первую попавшуюся под руки вещь – маленькое полотенчико – и повесила на внутреннюю ручку двери. Когда полотенце висело на ручке, никакие вопли не приводили к желаемому результату. Когда полотенце снималось, щенячье требование компании – свободы удовлетворялось.
Щенок тут же понял это и перестал волноваться, когда полотенце было на дверной ручке. Единственно, о чем я должна была помнить, чтобы сохранить данное поведение, так это не выпускать щенка, когда позволяли обстоятельства, без того, чтобы сначала приоткрыть дверь, снять полотенце, закрыть ее и подождать, когда щенок начнет лаять, и только тогда выпускать его, тем самым устанавливая контроль над лаем с помощью сигнала (в данном случае отсутствие полотенца являлось сигналом к тому, что лай будет положительно подкреплен), и таким образом, всякий другой лай угашался.
   Это превосходно действовало в течение трех дней. А затем утром внезапно снова послышались шумные требования Питера. Я открыла дверь и обнаружила, что он нашел способ преодолеть это препятствие своими собственными крошечными силами, он сдернул полотенце с дверной ручки. А если полотенце на полу, он почувствовал себя в полном праве требовать свободу.
 
GallaДата: Вторник, 03.12.2013, 16:39 | Сообщение # 44
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 469
Репутация: 0
Статус: Offline

Примеры метода 6.
Связать поведение с определенным сигналом
   Рассуждая логически, этот метод не должен был бы работать, но он может оказаться поразительно эффективным, и иногда его действие почти мгновенно.
   Поведение Метод воздействия.
   Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи Устройте соревнование по беспорядку. Посмотрите, какой кавардак вы вдвоем можете устроить за десять минут. (Эффективное средство, иногда неряшливый человек, увидев, как выглядит большой беспорядок, будет в дальнейшем распознавать и убирать более мелкие беспорядки – рубашку, пару носок – они могут по-прежнему действовать вам на нервы, но раньше ваш сосед их просто не замечал.
   Собака во дворе лает всю ночь Обучайте собаку лаять по команде «Голос!» и давайте за это пищевое подкрепление. В отсутствие команды никакого лая не будет.
   Дети слишком расшумелись в машине Сделайте так, чтобы шум поднимался по команде (см. текст)
   Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении Выберите время и дайте повод для брюзжания; скажем, в 17 часов сядьте и посидите десять минут. В течение этого времени поощряйте любые проявления недовольства проявлением внимания и заинтересованности. Игнорируйте все проявления недовольства до и после этого времени.
   Неверный удар при игре в теннис Если вы будете давать себе команду сделать неверный удар и научитесь совершать его с заранее поставленной целью, то может быть неверный удар исчезнет, когда вы не будете давать себе соответствующей команды. Не исключено.
   Бастующий или ленивый служащий Учредите время, когда можно валять дурака. Это очень забавный и эффективный прием, который использовал руководитель одного рекламного агентства, в котором мне довелось когда-то работать.
   Нелюбовь к написанию благодарственных писем Купите блокнот-памятку, бумагу, марки, ручку, адресную книгу и красную коробочку. Положите все эти приспособления в коробочку. Когда получите подарок, запишите имя дарителя в блокнот-памятку, положите его на коробку и поставьте ее себе на подушку кровати или на обеденный стол, и не ложитесь спать или не садитесь есть, до тех пор, пока стоит коробка, сигнализирующая вам о том, что надо написать письмо, заклеить конверт, приклеить марку и отправить его.
   Кошка влезает на кухонный стол Обучите кошку по сигналу вспрыгивать на стол, а также по сигналу спрыгивать с него (это производит впечатление на гостей). Затем вы можете выработать длительность времени, в течение которого она ожидает сигнала (естественно, это время должно длиться весь день)
   Грубый водитель автобуса вывел вас из себя Связывать это поведение с каким-либо сигналом не рекомендуется.
   Взрослый отпрыск, который с вашей точки зрения должен жить самостоятельно, хочет снова вернуться к вам. Когда выросшие дети навсегда оставят дом, приглашайте их в гости, дайте понять, что они могут приходить только по вашему приглашению. Затем отмените приглашения.
 
GallaДата: Вторник, 03.12.2013, 16:39 | Сообщение # 45
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 469
Репутация: 0
Статус: Offline

Метод 7.
Выработка отсутствия определенного поведения


   Этот прием очень полезен в тех случаях, когда вам не надо получить от субъекта какую-то определенную деятельность, и вы просто хотите, чтоб он прекратил имеющийся тип поведения. Например, наполненные брюзжанием и упреками телефонные звонки родственников, которых вы любите и не хотите причинить вред, применив метод 1, положив телефонную трубку, или методы 2 или 3, браня или высмеивая.
   Зоопсихолог Гарри Фрэнк, который приручал волчат, беря их в дом на дневное время, решил подкреплять лаской и вниманием любую деятельность, кроме разрушительной. Оказалось, что единственным времяпрепровождением в человеческом жилище, при котором не грызлись кушетки, телефонные провода, ковры и прочее, было лежание на кровати; и должным порядком мирно текли вечера, когда Гарри, его жена и трое значительно подросших молодых волков возлежали на семейной кровати и смотрели десятичасовую передачу новостей. Это метод 7.
   Я пользовалась методом 7, чтобы изменить способ своей матери общаться по телефону. Будучи тяжело больной в течение ряда лет, моя мать находилась в частной лечебнице. Я навещала ее, когда могла, но основное наше общение происходило по телефону. Многие годы эти телефонные звонки доставляли мне неприятности. Разговоры большей частью, а иногда и исключительно, касались ее проблем – болезни, одиночества, отсутствия денег. Действительные страдания, которые я была не в силах облегчить. Ее жалобы переходили в слезы, слезы – в обвинения, обвинения злили меня. Общения были столь тягостны, что я старалась избегать телефонных звонков.
   Затем мне пришло в голову, что можно найти гораздо лучший способ. Я начала следить за своим собственным поведением во время этих телефонных звонков. Я применила метод 4 и метод 7. Я сознательно стала стремиться к тому, чтобы ее жалобы и слезы подвергались угашению – метод 4, – отвечая на них только: «А», «Хм», «Да, да». Чтобы не достигалось никакого результата – ни положительного, ни отрицательного. Я не вешала трубку, не взрывалась; делала так, чтобы ничего не происходило. Затем я подкрепляла все, что не было жалобой: вопросы о детях, новости в лечебнице, разговоры о погоде, книгах, друзьях. На эти разговоры я откликалась с энтузиазмом. Метод 7.
   К моему изумлению, после двенадцати лет конфликтов, за два месяца соотношение слез и недомоганий в наших еженедельных телефонных разговорах поменялось местами с приятной болтовней и смехом. Тревоги матери, с которых начинались телефонные разговоры – «Послала ли ты чек? Разговаривала ли с доктором?. Не позвонишь ли ты моему агенту по социальному страхованию?» – превратились из навязчивых жалоб в обыкновенные просьбы. Отныне остальное время разговора было заполнено болтовней, воспоминаниями, шутками.
   В юности моя мать была и теперь опять превратилась в очаровательную, остроумную женщину. В течение всей последующей жизни я очень любила беседовать с нею лично и по телефону.
   «Не является ли это уж слишком большим проявлением умелого управления?» – спросил меня однажды мой друг психиатр. Безусловно. То, что происходило со мной прежде, тоже являлось чрезвычайно умелым управлением. Может быть, некоторые врачи сумели бы меня уговорить обращаться со своей матерью по-другому, или ее со мной, а может, и нет. По-видимому, гораздо проще было четко сформулировать цель метода 7. Что в действительности подкрепляется?
   Все, кроме того, что вам нежелательно.


 
ФОРУМ » РАЗДЕЛ 2 » ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И СОБАКИ » Нe рычите на собаку! Карен Прайор ((О дрессировке животных и людей))
Страница 3 из 4«1234»
Поиск: